В тот момент, когда твой малыш начал ползать, ты поймешь, как предстоит тебе провести ближайшие несколько лет.
Когда кроха активно двигается, ползает, карабкается и изучает окружающий мир, тебе предстоит постоянно догонять и оберегать его от опасностей. Его навыки общения также быстро развиваются, поэтому старайся внимательно следить за тем, что он пытается сообщить.

В это время дети учатся жевать и держать пищу в руках, так что пора познакомиться с новыми вкусами.

Интересные факты об этом этапе развития
Эмоции:
Дотра-
гивается до мамы или папы во время кормления, чтобы контроли-
ровать процесс.
Общение:
Соотносит слова и жесты.
Выражает недоволь-
ство, радость и страх.
Демонстри-
рует чувство юмора.
Играет в игры, например, "сорока-сорока" и "ку-ку".
Проявляет настойчи-
вость и целеустре-
мленность, тянется за предметами, которые от него убирают.
Учиться искать другие пути решения проблем, если привычный способ не помогает.
Физическое развитие:
Учится ползать.
Может достать игрушку, не теряя равновесия.
Осваивает новые движения руками, держит предметы пальцами.
Встает, держась за мебель.
Бросает игрушки, следит за их движением.
Лежа на животе, поворачивает голову, чтобы оглядеться.

Эти факты предоставлены Американской Академией Педиатрии. Уход за младенцами и детьми, 1998.

Не переживай, если что-то твой кроха еще не делает. Каждый человек уникален, и твой ребенок всему еще научится.

Изучение мира - увлекательное занятие
В этом возрасте твоему ребенку интересно все. Однако он еще не умеет сосредоточиться, его внимание быстро перескакивает с одного на другое. Как ни странно, больше всего твой малыш интересуется не игрушками, а самыми обычными предметами - ложками, телефоном, картонками из-под яиц, пластиковыми контейнерами, кастрюлями и так далее.

Особенно привлекают его вещи, которых он еще не знает. Чтобы помочь ребенку расширить кругозор, постарайся привносить что-нибудь новое в знакомые предметы. Если малышу надоело возиться с коробкой из-под овсянки, привлеки его интерес, привязав к ней веревку, чтобы коробку можно было тянуть как игрушку. Подобные мелочи помогут твоему малышу обращать внимание на изменения предметов.

На этом этапе ребенок без устали роняет, катает, бросает предметы, размахивает ими, чтобы посмотреть, что произойдет. Со стороны это может показаться случайными движениями, но на самом деле таким способом ребенок познает мир.

Как настоящий ученый, малыш изучает свойства вещей и получает представление о форме (одни предметы катятся, другие нет), текстуре (одни предметы шершавые, другие гладкие) и размере (одни предметы можно вкладывать в другие). Твой ребенок начинает также понимать, что одни предметы съедобные, а другие нет. Чтобы убедиться в этом, он по-прежнему тащит в рот все подряд, так что будь внимательна! Убери из пределов его досягаемости острые, хрупкие и мелкие предметы.

Совершенствуем координацию движений
Научившись разжимать пальцы, твой малыш будет с удовольствием ронять и бросать различные предметы. Если ты оставишь рядом с ним небольшие игрушки, он будет разбрасывать их, а потом звать кого-нибудь, чтобы их собрать. В целях безопасности лучше давать ребенку мягкие предметы, подойдут, например, упругие мячики разного размера, цвета и структуры. Ты можешь наблюдать, как развивается твой ребенок, просто сидя на полу и катая к нему мячик. Сначала он неуклюже попытается схватить игрушку, но постепенно научится ударять по мячу, чтобы он катился обратно.

Координируя свои движения, ребенок сможет более тщательно изучать предметы, попадающие к нему в руки. Он будет брать их, трясти и стучать ими, перекладывать из одной руки в другую.

Дай ребенку яркую погремушку, чтобы удовлетворить его жажду познания. Ребенок постоянно учится - и ему помогают в этом близкие люди и все окружающие вещи. Постоянные наблюдения убеждают его, что предметы существуют даже тогда, когда их не видно. Эта концепция называется "постоянство предметов". Чтобы помочь малышу освоить это понятие, играй с ним в "ку-ку". Используя разные варианты этой игры, можно практически бесконечно поддерживать интерес ребенка.

ПИТАНИЕ МАЛЫША
Малыши в это время обычно уже знают, чего они хотят. Даже без слов они могут "объяснить" это маме.
Во время обеда малыш уже может указывать на пищу, которую он хочет кушать или же начать ерзать на стуле, давая понять, что он уже сыт. Сейчас особое удовольствие малышу доставляет пища, которую легко держать пальчиками.

Также сейчас самое время начинать отучать малыша от бутылочки и приучать к чашке-непроливайке.

Подробнее о развитии малыша на данном этапе.

Знакомство с новыми вкусами, текстурами
В первый год жизни малышу нужно научиться стольким новым вещам! Это нам, взрослым, кажется, что жевать легко, а ему и этому умению нужно научиться. Пора от пюре переходить к маленьким кусочкам!

Если ребенок начал усердно работать челюстями, даже когда он ест свое любимое пюре, он готов к переходу. Предлагайте питание более грубой текстуры, чередуя его с уже знакомым пюре. Чередовать разные виды пищи лучше в одно и то же кормление, так малышу легче будет приспособиться к более твердой еде. Делай так в течение одной недели.

Продолжайте кормить малыша кашами
Когда малыш был еще совсем мал, растворимые каши обеспечивали его необходимым количеством железа. Однако и сейчас он нуждается в железе, ведь он растет и развивается все быстрее.

Железо необходимо для физического и умственного развития ребенка.

Привычный вкус каши можно разнообразить. Например, так:
Добавь кашу в йогурты. Часто дети не любят комочки в йогуртах, в этом случае можно дать йогурты вприкуску с кашей.
Смешай каши с бананами или другим пюре. Или просто давай пюре вприкуску.
Вместе с кашей можно давать фруктовые соки Gerber, богатые витамином С, это поможет организму малыша лучше усваивать железо.
Овощи и фрукты 5 раз в день
Продолжай давать малышу различные овощи и фрукты 5 раз в день. Постепенно приучай юного гурмана к другим текстурам, например, давай небольшие отваренные кусочки овощей: моркови, тыквы или броколли.