ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ
КОНТАКТ С МАЛЫШОМ
Для правильного, полноценного развития малышу необходимо чувствовать рядом маму, слышать знакомые удары сердца. Не упускай возможности лишний раз погладить ребенка, прижать его к себе. Очень важно чутко и быстро реагировать на все проявления дискомфорта. Не бойся избаловать кроху, дай ему почувствовать, что любишь его, заботишься и поддерживаешь. С самых первых дней относись к малышу как к личности , сопровождай свои действия ласковым разговором. Поощряй улыбки малыша: эмоциональное общение имеет мощный развивающий эффект.
С самого первого мгновения разговаривай с малышом как можно больше. Ребенку необходимо слышать речь взрослых, и она должна быть ему адресована. Малыш должен понимать, что это не просто шумовой фон или ничего не означающие звуки. Обращаясь к ребенку, постарайся сопровождать словами свои действия. Малыш легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что с ним или вокруг него происходит. Описывай события, времена года, игрушки, их цвет, размер и другие особенности. Помни, что много информации ребенок получает не из самих слов, а из сопровождающих их интонации, мимики и жестов. Не забывай о том, чтобы твоя речь была грамматически правильной, четко произноси все слова: использование «детского» языка навредит формированию «нормальной» речи ребенка.
РАЗВИТИЕ СЛУХА
Дети от природы музыкальны - еще до рождения у человека формируется мелодический слух. Нередко при «правильном» музыкальном воспитании дети, приобщенные к миру музыки, уже в 3-4 месяца могут воспроизвести услышанную от мамы мелодию. Музыка может помочь, если у малыша есть проблемы со здоровьем. Для этого существует музыкотерапия. Помни, что музыка не только лечит, но и необходима ребенку для интеллектуального и эстетического развития его личности.
ЧЕМ УВЛЕЧЬ МАЛЫША, КОГДА ОН БОДРСТВУЕТ?
Для малыша игрушка – это источник получения новой информации и развития органов чувств (тактильной чувствительности, зрения, слуха, моторики). Для взрослого – это способ привлечения внимания ребенка, инструмент общения. Играя, малыш приобретает новые знания и двигательные навыки, развивает интеллект. Покупай игрушки изготовленные только из безопасных для малыша материалов и такого размера, чтобы он не мог их проглотить. Не размещай вокруг кроватки слишком много предметов и игрушек, внимание малыша не будет на них задерживаться. Для ребенка хватит 2-3 игрушек, которые необходимо менять через 5-6 дней, так как ребенок перестаёт на них реагировать. В возрасте от 0 до 3 месяцев можно использовать следующие игрушки:
Цветной «мобиль» - подвижная конструкция с укреплёнными на ней пластмассовыми фигурками. Способствует развитию зрения малыша, заставляет его фиксировать взгляд, стимулирует зрительное сосредоточение и прослеживающие движения глаз. «Мобиль» закрепляется на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка, на нее подвешивается 2-4 игрушки, которые необходимо менять с периодичностью 4-5 дней.
Воздушные шары. Они также способствуют развитию зрения (стимулируют зрительное сосредоточение) и координации движений. Воздушный шарик можно подвязать к ручке малыша. Со временем малыш установит взаимосвязь между движением своей руки и шарика.
Схематическое изображение человеческого лица. Малыш наделён способностью узнавать человеческие лица и рассматривает их с большим интересом, чем другие объекты.
Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, резиновые пищалки). К 3-м месяцам у ребёнка формируется реакция локализации источника звука - малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.
Погремушки и любые другие игрушки, которые можно хватать и сжимать. Способствуют развитию координации движений и моторики. Лучше подбирать погремушки и пластмассовые кольца контрастных цветов.
Мягкий яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком. Такая игрушка будет способствовать развитию координации движений рук и развитию слуха (стимулировать слуховое сосредоточение). Браслет надевается малышу на запястье, попеременно на правую и левую руку.
Игрушки из разных тканей (например, меха, фланели, перышек и т. д.) Развивают тактильную чувствительность. (Не забывай их регулярно стирать).
Деревянные или пластмассовые кольца, закреплённые над кроватью. Помогут понять свои двигательные возможности, способствуют развитию координации движений. К концу 3-го месяца над кроваткой можно прикрепить кольца так, чтобы они были доступны для малыша. С их помощью малыш научится двигать полуоткрытой ладошкой по направлению к предмету.
Игрушки для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
Кольцо – прорезыватель – предназначено для жевания, сосания, засовывания в рот. Необходимо малышу при прорезывании зубов.
Игрушка – подвеска способствуют развитию зрения, мелкой моторики и тактильных ощущений. Малыш уже может дотянуться до игрушек и потрогать их. На такие игрушки подвешиваются не только разнообразные яркие погремушки, но и резиновые и тряпичные фигурки животных и птиц.
Тряпичный мяч или кубик способствует развитию зрительно-моторной координации, развивает навык хватания. Мяч желательно использовать небольшого размера и удобный для захватывания. Если внутри мяча находится бубенчик, то такая игрушка будет развивать ещё и слух. К концу 6-го месяца малыш сможет играть с мячом, сидя на коленях у взрослого или лёжа на животе и опираясь на вытянутые руки.
Музыкальные игрушки (дудки, свистки, погремушки). Они способствуют развитию слухового восприятия, с их помощью малыш учится находить источник звучания. Расстояние до источника звука уже можно увеличить. Развитие слуха стимулируют также громкие и тихие звуки, отличающиеся по тембру.
Деревянные или пластмассовые бусы - способствуют развитию тактильных ощущений и совершенствованию координации движений. Бусы отлично подходят для хватания, ощупывания, трясения.
Поющий волчок, игрушки типа «Ванька – встанька». Они предназначены для игры ребёнка со взрослым. Такие игрушки способствуют развитию зрения, слуха и познавательных способностей. Играйте с ребенком, пока ему не надоест. Игры с пальчиками.
На формирование и развитие речевой функции ребенка существенно влияет мелкая моторика – тонкие движения пальчиков рук. Систематические упражнения по их тренировке стимулируют кору головного мозга и способствуют развитию мышления и внимания. Такие тренировки можно начинать с 2х месячного возраста. В этот период важное значение отводится массажу. Поглаживай кисти рук ребенка по направлению от кончиков пальцев к запястью, беря каждый пальчик, сгибай и разгибай его. Большой пальчик нужно отводить вперед-назад и в стороны.